top of page

"Я не у них учусь, я на них учусь"

Вы берёте лук, натягиваете тетиву и делаете выстрел. Да, вы попали точно в цель! С первого раза! И думаете, что вы великий стрелок? А вот тренер так не считает. С тем, кто обучает стрельбе из лука, мы и поговорим. Встречайте: Антон Селиванов.

– Как ты стал тренером?

– Упал, споткнулся, очнулся – тренер. На самом деле идём как-то с другом по улице. Смотрим: палатка, там из лука стреляют. Подошёл, стрельнул, отбил себе всю руку. В общем, ничего не получилось, поэтому забыл. Через год с другом захотелось пострелять. Оказалось, пострелять негде. Договорились, что я ему на день рождения покупаю лук, он мне покупает арбалет. Начали стрелять, к нам начали подходить люди, просить пострелять. В итоге начали искать, у кого можно научиться пострелять. Оказалось, не у кого. Пришлось искать специализированную литературу, смотреть видео в Интернете.

– Чему пришлось научиться, чтобы стать тренером?

– Научиться стрелять из лука.

– Что самое трудное в обучении?

– Чтобы не мешали. Ни сами ученики, ни «наблюдатели».

– Когда к тебе приходят новенькие, чему ты учишь?

– Есть то, чему бы я хотел учить, а есть то, чему приходится учить. Чтобы по короткой программе научиться стрелять из лука, вначале нужно заниматься специальной физической нагрузкой, делать специальные подводящие упражнения, т.е. ты стоишь и занимаешься тем, что не похоже на стрельбу из лука вообще. Например, тянешь резинку, расслабляешь руку. Работаешь над осанкой, расслабляешь мышцы спины. Косой пресс качаешь. Новым ученикам я задаю вопрос: «Ты как хочешь: качественно, круто и быстро или весело, неправильно и интересно?». Многие выбирают второе, поэтому мучаются, страдают. А те, кто пошёл по такому пути, который неявно связан со стрельбой из лука, потом берут лук, и я говорю: «Это делаешь как то упражнение». Всё получается. Яркий пример: ко мне ходит паренёк, его отец захотел пострелять. У меня был свободный лук. Мы поставили с ним эксперимент: «Вот соревнования через шесть недель. Давай ты будешь делать всё, что я говорю, и стрелять, как я говорю. Сходим на соревнования и посмотрим, что получится». Он за шесть недель сделал кандидата мастера спорта. На первых же соревнованиях. Занимался он три – четыре раза в неделю по два часа, дома тянул резинку, с гантелями стоял. Короче говоря – он пахал.

– Какое качество тебе пришлось выработать?

– Качество, которое позволяет делать тысячу раз одно и то же движение, искать в нём мелочи, нюансы. Допустим, ты знаешь, как руку поднимать или как её отодвинуть назад. В этом движении нужно разобраться, какие мышцы работают, какие не работают, какие лишние, научиться их отключать. Научиться находить каждую мышцу называется «дифференцировка».

– Чем тебя огорчают твои ученики?

– Они меня огорчают и удивляют одновременно одним и тем же. Есть ученики, которые приходят, и даже если они лентяи, они всё равно делают. А есть ребята, которых привели, и им понравилось. Родители покупают им хорошее снаряжение. Месяца через три они начинают терять интерес. Как раз в тот момент, когда надо поработать, когда только ребёнок видит какую-то трудность, и я ему говорю: «Слушай, чтобы вот это преодолеть, надо сделать вот это, вот это и вот это. Делай, я тебе помогу». Они отказываются. Самое удивительное, что среди девчонок такого не встречается. Они приходят, и они трудятся, а пацаны какие-то «хлюпики».

– Как ты заставляешь заниматься тех, кто не хочет?

– Ученики разные. У меня есть дети, которых чтобы замотивировать, надо наорать, дать пинка. Ребёнок разозлится на тебя и начнёт работать. У меня в группе есть парень, который иногда приходит с плохим настроением. Я его чаем угощаю, булочкой. А потом мы с ним идём умываться. Открываю холодную воду, жду, пока она протечёт, чтобы ледяная была. И на него эту воду направляю. «Всё, - говорю, - иди стрелять, или я ведро сейчас наберу и на тебя вылью». И это работает.

– Есть еще методы?

– Да. Например, ребёнок берёт лук и начинает его растягивать. Я беру секундомер. Через 20 секунд парень выпускает лук. «Конечно, ты даже порыв ветра не можешь выстоять. Ты какой-то слабенький. Возьми вот эту гантелю. Ты сколько раз сможешь упражнение сделать? Всего 12 раз? Так, давай я тебе напишу программу тренировочную на те группы мышц, которые нам надо. Я не могу тебе только здесь дать бег и "кардиотренировки". У меня появилось двухчасовое занятие, на котором мы стреляем меньше, чем на полуторачасовом. Минут 50 занимаемся техникой на короткой дистанции, а они возмущаются, почему не на длинной. Я отвечаю: «Ребята, не надо превращать тренировку по стрельбе в тренировку по ходьбе». В оставшееся время работаем над прессом косым, грудными мышцами, мышцами спины, широчайшей мышцей, трапецией, лопатками, бицепсами, трицепсами. Парни от меня уползают. Я сначала думал, что им надоест и они бросят. А они приходят на следующее занятие и радуются, когда говорю, что будем заниматься.

– Т.е. к мальчикам ты нашёл подход?

– С мальчиками всё просто. Когда мы занимались в секции, бывало, у меня ребёнок исчезал. Звоню, спрашиваю, что такое. Оказывается, что у него проблемы в школе. «Давайте я с ним поговорю». Прихожу, ребёнок жалуется на учительницу. И я объясняю, что есть нюанс: ему надо отучиться, получить аттестат, чтобы поступить в институт. Потому что, какой бы он крутой ни был, без высшего образования, считай, необразованный. А потом говорю: «Если ты в институт не поступаешь, тебя ждут сапоги». Он удивлённо спрашивает: «Какие сапоги? - Кирзовые. - Как так? – У тебя в армии кто-нибудь служил? – Папа. – Давай папа тебе расскажет, какие приключения там у него были». И это отрезвляет.

– Чем занимаешься, помимо стрельбой из лука?

– Робототехникой. Репетиторством по физике. Кстати, недавно случай был. Мне звонят в 12 ночи: «Надо приехать обязательно, позаниматься с сыном. Мы двойную сумму заплатим». Я приехал. Бывает, смотришь на человека и в голове мелькает: «Он не будет заниматься». Парень в 10 классе, но у него капризы, которые у детей лет в семь бывают. Он понимает, что физика – это легко. А маме он так сказать не может. «Мы анекдот расскажем, она нам пятёрку поставит». В общем, они между собой договориться не могут. И я понимаю, что для мамы я сейчас должен сидеть и «ботанить» его. Предлагаю парню рассказывать материал как сказку, примеры брать не из задачника. Чтобы понять, а не просто решить. Про стрельбу из лука задачки решали, которые уже в институте даются. Потом мама звонит и благодарит, просит через неделю ещё раз приехать. Я приехал. Школьник устроил истерику: кидался в маму подушками, конструкторами, а потом ушёл в туалет.

– Чему ты учишься у своих учеников?

– Я не у них учусь, я на них учусь. Потому что найти с ребёнком язык, заставить его что-то делать - увлекательно.

– Победа на соревнованиях или победа в процессе?

– Одно без другого не бывает. Если ты выиграл в процессе, ты, скорее всего, будешь первым на соревнованиях. Но победа на соревнованиях – это не цель.

– Самая большая награда для тебя?

– Пока что это количество учеников. Их у меня много. Но хочется больше: 50, например.

– Твоё хобби?

– Моё хобби – это моя работа.

 

Захотелось пострелять из лука? Вся информация здесь: https://vk.com/strelba_iz_luka_krasnoyarsk

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
bottom of page