top of page

Алена ФИЛИППОВА: «Летать не боюсь. Вот когда соберутся все грешники на самолете, тогда испугаюсь»

Чем отличается бортпроводник от официанта, и зачем воздушному экипажу школьные знания географии? Интервью с девушкой, которая обошла стандартную систему «школа-вуз-офис» и в свои 19 лет работает стюардессой в одной из крупнейших международных авиакомпаний.

УЧЕБА

Почему ты решила пойти учиться на бортпроводницу?

В общем, после окончания школы мне не удалось поступить в вуз. В медицинском университете мне не хватило 10 баллов, чтобы поступить на клинического психолога. Поэтому я решила поступить на обычного психолога и пошла в СФУ. Но и там мне не хватило всего 3 балла. Я психанула и в итоге пошла работать в кафе официанткой. Все равно в некоторых ситуациях это немного связано с психологией, нужно общаться с людьми, решать и сглаживать конфликты. Думала, не поступила сейчас, поступлю в следующем году, а пока буду готовиться к пересдаче ЕГЭ. Мне не особо везло, из кафе меня уволили - это стало прямо большим ударом, а потом пошла работать секретарем, но там было слишком скучно. Мне нравилась подвижная работа - приходить домой и валиться с ног от усталости, постоянно общаться. И вот однажды я встретилась с подругой, и та невзначай сказала, мол, иди, Алёна, стюардессой. Я задумалась об этом и решила, а почему бы и нет. И летом втайне ото всех пошла учиться в школу бортпроводников. Сейчас я все-таки параллельно учусь на психолога, но исключительно для того, чтобы в авиакомпании была возможность карьерного роста.

Чему учиться наиболее сложно в школе бортпроводников?

Все думают, что бортпроводница – это небесная официантка, и все, чему нас учат, это «вам курицу или рыбу?». Но на самом деле, кстати, предлагать еду и напитки нас учили уже непосредственно в авиакомпании. А в школе бортпроводников у нас были такие предметы, как компоновка воздушного судна, аварийно-спасательное оборудование, к примеру, какие штуцера бывают от кислородных масок, подходят ли они к кислородному баллону, как проверять кислородный баланс по чек-листу перед полетом, как включать и выключать подачу кислорода, как проводить эвакуацию - и вот этого очень-очень много. Много было связано английским языком - нужно знать много команд, хотя даже сами преподаватели и инструкторы говорят, что при эвакуации мы не будем говорить так, как учили. Скорее, мы будем кричать матом, в общем, объяснять доходчиво. Но все равно нужно знать правильные команды. Самым сложным было выучить аварийно-спасательное оборудование. Если в бумагах, то это 4 документа по 300 страниц.

Когда вы выпускаетесь, есть ли гарантия, что получите работу?

Гарантий вообще нет, но школа бортпроводников очень помогает в трудоустройстве. Директор направляет тебя в компании, договаривается о собеседованиях, дает рекомендации о тебе руководству, если хорошо проявлял себя во время учебы. Группы выпускаются каждые 4 месяца, и все находят работу. Не знаю, откуда в авиакомпаниях столько мест, наверное, авиация у нас резиновая.

РАБОТА

В какой компании ты сейчас работаешь?

Изначально я подавала в «Саратовские авиалинии», у которых как раз недавно самолет разбился. Когда полгода назад я узнала, что меня туда взяли, то уже никуда больше не хотела подавать резюме, потому что думала, что с моим уровнем английского меня не возьмут в крупную компанию. Спасибо моей одногруппнице, которая посоветовала, чтобы я все-таки отправила резюме еще куда-нибудь. В один день она позвонила и сказала: «срочно приезжай в «Пегас» на собеседование». А времени было жутко мало, и не знаю, каким чудом, но я успела. Там сказали, что перезвонят через пару дней. Но звонка все не было, и я подумала, что меня не взяли. Тогда я не расстроилась, подумала, пойду в «Нордстар», меня как раз туда взяли, и я уже собралась ехать трудоустраиваться. Получается, я сажусь в такси, и звонят из «Пегаса», говорят, что я им подхожу. Я так растерялась, еще переспросила: «Вы точно уверены?» и попросила дать мне день на раздумья. Тут мне позвонили из «Нордстара» и сказали, что, к сожалению, не могут меня принять, так как мне еще нет 19. Получается, выбор сам себя сделал. Так что сейчас я работаю в международной авиакомпании «Пегас Флай».

Как прошел твой первый день в авиакомпании?

После заключения договора у нас была наземная подготовка, нам рассказывали о правилах, о политике авиакомпании, как вести себя с пассажирами, какие ситуации бывают. В школе дают базовые знания, а у каждой компании уже свои требования. Например, считается грубостью, если спрашиваешь, чего пассажир желает, а потом смотришь на другого и говоришь: «А для вас?». Надо просто спрашивать - «Вам?». Но по мне, это грубее, чем те варианты. Уже перед самим вылетом проходит брифинг, где задают абсолютно любые вопросы. То есть, совсем. Могут спросить даже количество шагов от спинки кресла до иллюминатора.

А вот именно первый полет – всегда страшно. Я очень сильно переживала, нервничала, мне казалось, что ко мне относятся предвзято. Все было в новинку, и я не понимала, что конкретно мне нужно делать. Но как объяснили коллеги, через это все проходят. Всем страшно, никто умным на борт не приходит. Я тоже считаю, что за 4 месяца учебы многого ты не поймешь. По теории – да, а на практике все иначе. Например, ты знаешь, что бортпроводник должен заэкипировать туалетную комнату. Но ты же не придешь туда и не скажешь «заэкипируйся!». Там же еще что-то сделать надо, что-то открыть, а пока поймешь, что к чему, часа 2 пройдет.

Что стало для тебя самым неожиданным в работе бортпроводника?

Самое неожиданное – это правила работы с аптечкой. Есть аптечка первой помощи и аптечка первой медицинской помощи. Вторую может использовать только врач, если он есть на борту. Сам ты не имеешь права ее открыть. Даже не каждый врач возьмет на себя ответственность в нерабочее время. Бывает, что пассажир в критическом состоянии, ты можешь проводить реанимационные процедуры, откачивать его, но открыть эту аптечку - нет. Неважно, станет человеку лучше или хуже от введения препарата, никто разбираться не будет, но если у тебя нет медицинской квалификации, то за это тебя уволят. В лучшем случае. В особо критических случаях необходимо делать вынужденную посадку.

Что происходит, если у тебя рейс, а ты заболела?

У меня был такой случай. К счастью, уже в конце командировки. Значит, сижу я в гостинице в Москве, на руках у меня билет домой. Рейс через 5 часов. И вдруг мне звонят с отдела планирования, говорят, что я должна выполнить рейс в Китай. И я с температурой 39, умоляющим севшим голосом говорю: «Делайте что хотите, я не полечу». В итоге меня, конечно, пожалели, хотя я даже расстроилась немного, так бы в Китай слетала. А потом подумала: «Алена, какой Китай, ты дома не была две недели».

Если же заболел перед командировкой, то нужно позвонить руководству, предупредить. У нас на такие случаи есть резерв. Бортпроводники в резерве не имеют права куда-то уезжать, гулять, тусоваться и так далее. Ты должен сидеть дома и ждать, когда тебя вызовут на рейс, а вероятность этого 50 процентов. Конечно, если до рейса остается всего ничего, а ты вдруг звонишь и говоришь, что заболел, то тебя заменят, но по голове неслабо настучат.

Были ли слишком требовательные или неадекватные пассажиры?

Бывали слишком разговорчивые. Их любимый вопрос – «А что мы пролетаем?». Вот мы летим, а я сама даже не знаю, где. Теперь жалею, что по географии в школе тройка была. Еще бывает, грубят, когда забираешь у них алкоголь. Они думают, что заплатили за билет и могут тебя посылать, как официанта в кафе. Один как-то подошел и говорит: «Есть билет в бизнес-классе? Я дам вам $100, и вы пересадите меня». Я еще думаю, ты совсем что ли того? Естественно, не пересадила, потому что это запрещено. Да и билет в бизнес-класс стоит намного дороже ста долларов.

Единственный раз, когда попался прямо совсем неадекватный пассажир, это когда была небольшая задержка, и мы все ждали в салоне. И вдруг к нам подходит пассажир и начинает истерить и кричать, что мы все врём, это нас аэропорт не отпускает. А бортпроводники сами знают ровно столько же, сколько пассажиры. Что объявили по интерфону, то и знаем, ни больше, ни меньше. Никто не подходит ко мне и не говорит «Алена, мы не летим потому-то потому-то».

А что самое приятное в твоей работе?

Приятно, что можешь позагорать бесплатно в командировке. Также попадаются очень добрые и внимательные пассажиры, с которыми можно завести беседу. Мне вообще нравится работа с пассажирами. Но не когда заканчивается томатный сок, лимон или курица.

Что делают бортпроводники в салоне перед полетом?

Кстати, есть мнение, что бортпроводники еще и за уборщиц работают, но это не так. В наши обязанности входит проверка салона на предмет посторонних веществ, работают ли лампы индивидуального освещения. А дальше мы принимаем питание, бытовое имущество. Кто ответственный за багаж, спускается под борт в багажное отделение. С пилотами во время полета взаимодействует только бригадир – старший бортпроводник. А вообще, если обычный бортпроводник начинает связываться с пилотом, то это расценивается как сигнал опасности. Мы видим их только после полета, когда они спрашивают нас: «Ну что, как долетели?».

Ты не боишься попасть в авиакатастрофу?

Нет. Ну, я думала об этом, когда у нас была сильная турбулентность. Если самолет превысит допустимую высоту, то начнется разгерметизация. Поэтому часто пилоты снижаются до безопасной высоты. И когда ты чувствуешь, что самолет снижается, то сидишь такой и думаешь, вот есть команда emergency descent – аварийное снижение. И что вообще будет-то, если ее объявят? Но вообще, я как-то этого не боюсь. Вот когда соберутся все грешники на самолете, тогда испугаюсь.

ПОЛЕТЫ И ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Сколько длится твоя командировка?

По-разному, бывает, выполнишь рейс до Таиланда и через 3 дня уже домой. А вот крайняя моя командировка длилась 2 недели. Налет часов в месяц должен быть где-то 50, но не больше 90, иначе это будет нарушение труда. В среднем один рейс длится часов 7-11.

Сейчас у тебя есть 2 недели до следующей командировки, и как ты ее проведешь?

На самом деле, хочется просто лежать дома и не вставать. Полеты очень выматывают, хоть и кажется, что за 7 часов вроде бы не устанешь особо. Естественно, надо встретиться с друзьями, показаться родным. Родители очень мной гордятся, вот, мол, дочка стюардесса. А бабуле эта профессия не особо нравится, говорит: «Что за ерунду вообще выбрала, летаешь и летаешь, никакой личной жизни». Хотя она права, у бортпроводников большой процент браков распадается как раз из-за постоянных командировок. Но я пока что замуж не собираюсь.

Не жалеешь ли ты, что выбрала такую профессию?

Конечно, я не живу как остальные люди моего возраста. Не хожу по тусовкам, не прожигаю студенческую жизнь. Но нет, я ни о чем не жалею. Я хорошо зарабатываю для своих лет, могу многое себе позволить и не клянчить деньги у родителей. Тем более, все равно ведь стабильно полмесяца я бываю дома, где реально отдыхаю, как в отпуске. И в эти две недели меня очень радует тот факт, что я не работаю, как все, с 8 до 5, пока мой молодой человек сидит дома перед телевизором. Потому что я сижу рядом с ним.

Что бы ты сказала своим сверстникам, которые не учатся и не работают?

Честно, не знаю. просто не понимаю, как можно сидеть без дела. Мне кажется, это очень скучно. Я бы им ничего не сказала, потому что нахлебников уже ничего не исправит.

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
bottom of page