top of page

Автостопом по Кузбассу

  • Дарья Руковичникова
  • 23 мая 2018 г.
  • 6 мин. чтения

Прошлым летом две Насти отправились на Горный Алтай автостопом, пробыли там десять дней, насобирали интересных историй и вернулись в родные Красноярск и Дивногорск. Об укачиваниях в «буханке», угрюмых дальнобойщиках и таинственных предсказаниях рассказывает одна из юных путешественниц.

«Ох, как тяжко это – автостоп»

Мы собирались ехать через Абакан, хотя Настин отец нас отговаривал: «Там нет дороги!» Но она сказала не слушать его: «Он дает дурацкие советы». Мы решили ехать, как знаем, и первый же водитель, который нас подобрал,сказал: «Там только на конях ходят через горы, вы не сможете пробраться». Немного смутное начало путешествия. Мы оперативно поменяли маршрут в сторону Новосибирска.

Моя мама была против того, что я поеду. А тут она позвонила вся испуганная, кричит в трубку: «Возвращайся домой быстрее, ты никуда не поедешь!» Мне потом Настя говорит: «Мне казалось, что из телефонной трубки просто искры летят». Мама поорала, сбросила, а я написала ей очень добрую смс, мол: «Мамочка, очень люблю тебя, пока-пока». По дороге связи не было – для меня так даже спокойнее: не надо маме звонить.

В тот же вечер мы доехали до Ачинска. Шёл дождь, я упала в грязь. Сели в машину к паре, они рассказывают: «Вот мы только купили машину, из салона только забрали». И мы в этой одежде из лужи садимся к ним.

Нам так страстно хотелось уже доехать, горы увидеть, поэтому ехали в ночь. Доехали до Кемерово, где я отравилась орешками. У Насти желудок выдержал, у меня – нет. Кемерово – смутное воспоминание, больше я помню свои неприятные ощущения от тряски в машине. Это был первый день, когда я осознала: «Ох, как тяжко это – автостоп».

Доехали до Новосибирска. Здесь я уже поняла, что на 800 км от дома отъехала. ПоймалаWi-Fi Макдональдса, скинула маме фотки.Смотрю, она уже смайликами отвечает – ну, значит, все в порядке. Еще крематорий увидели. Подруга говорит:«Смотри, какой крутой торговый центр!»Я подумала, что заходить мы туда, пожалуй, не будем. Остановились у железнодорожной станции «Юность», поспали в палатке. Утром я поняла, что восстановилась – дальше всё будет гладенько.

Алтайский край: Барнаул, Бийск. Пейзажи невероятные: огромные поля подсолнухов, горы серьёзные (не то что привычные красноярские холмики), солнце яркое. Идиллия…Кстати, еще в начале дороги я подруге сказала: «Классно бы было на «буханке» (УАЗике большом) покататься». С прошлого похода в Ергаки у меня остались впечатления о ней, как о машине для

приключений. Мое желание сбылось – нас подобрал алтаец, который вез из своей деревни маленького мальчикав больницу. В машине жутко воняло бензином. Я дышала в форточку, а этот милый пухлый алтайчик такой: «Мне холодно». И закрывает окошко…Но я думаю, дай мне подышать свежим воздухом! Потом мы прикрыли его платочком, чтобы он пригрелся и уснул. Дядька, который нас вез, подшучивал: «Как он там, не задохнулся?»

На этом УАЗике мы добрались до поселка Чибит, 120 км до Монголии. Там я почувствовала себя не как в России: нет привычных наших избушек деревенских, уже национальный колорит, кони свободные бегают, горы со снежными шапками, мало кто говорит по-русски. Приехали ночью, с фонариками поставили палатку и сразу же отрубились. Утром просыпаемся, а там Чуя горная, белая из-за глины – молочные реки, кисельные берега. Пока мы готовили завтрак, из-за облаков выглянула гора снежная. Мы это восприняли как знак – надо идти скорее!

«Вроде как мы шли по карте...»

Но почему-то забрели в какую-то деревню – оказалось, восемь км протопали вообще в обратную сторону. Немного загрустили, но, что поделать, взяли рюкзачки свои... Хорошо, что мы взяли сладкое: в моменты неудач это было утешением – присел на привал, поел шоколада, и, вроде как, дальше веселее двигаться.

Уже по карте внимательно шли. Вышли к мосту через Чую, который, видимо, местные жители сами сделали. Вечерело. Остановились на привал у ручья. Кстати, все наши ночевки были жутко живописные: везде лес, ручьи с кристальной водой, где-то вдалеке видишь горы.

Переночевали, приготовили целый котелок супа. Все правила знаем: чтобы звери не пришли, мы на веточки убрали еду. Утром просыпаемся от того, что кто-то шебуршит. Выглядываем – пришли два коня, скинули со столика все наши вещи.

После этого мы двинулись в серьезный поход. На Алтае как-то необычно природа устроена: чем выше поднимаешься, тем больше разных природных слоев видишь. Тут лес, тут резко тундра, потом опять лес. Вроде промежуток небольшой прошел, а будто в разных частях России побывал – не дает заскучать. Шли по тундровой части, увидели свободных коров. По нашим видно, что они рабочие, грустные, с жизнью тяжелой. А тут бегут альпийские буренки, подгоняемые пастухом, мышцы перекатываются под шкурой. Раздолье: чистая вода, воздух, еда.

С нас, когда видели, удивлялись: «Что вы здесь делаете вдвоем, где ваш воспитатель?». У меня было украшение – клык чей-то. А у Насти был топор на рюкзаке. Все шутили: «Ага, вам и так не страшно – вы уже охотники».

Шли мы по карте к Шавлинским озёрам. Выходим к болотинке затопленной, похожей на озеро. Поняли, что дальше там ничего нет, и сделали выводы, что Шавлинские пересохли. Очень

расстроились: где же всё то, что на фотках в интернете? Мы там решили провести день полного расслабления – валялись, купались. Ну, купаться там трудно – речка горная, ледяная, мелкая. Быстрое течение – ложишься, а тебя по камням шоркает.

Решили, что пора идти домой. Я уже даже соскучилась. Ночью посмотрели на звезды – такие близкие – россыпь, что рукой подать.

Идем обратно, всем встречным говорим: «Да… Шавлинские пересохли в этом году». Сидит компания альпинистов – снаряжение, каски, видно, серьезные ребята. Угостили нас компотом, мы им ту же самую историю начали рассказывать. А они, оказалось, прошли с другой стороны туда, куда мы хотели –показали фотографии озера, сказали: «Вы три км не прошли». Мы прошли сорок и не дошли три! Первым делом мысли в голове: «Я слабачка. Почему я такая дурочка?» А потом принимаешь мысль, думаешь: «Может, мы не были подготовлены такую красоту увидеть?» Когда приехала домой, рассказала маме, а в ответ вместо поддержки: «Ой, что за дочь, возвращайся обратно!»

Самый необычный попутчик

Часто (я знаю) у людей были негативные опыты, но у нас, к счастью, все было хорошо. Мне понравилось, потому чтоты всем людям одно и то же рассказываешь: кто ты, откуда, куда. А обратная реакция у всех разная – столько историй! Едешь с незнакомцами, они тебя видят в первый и последний раз, поэтому доверяются. Когда вернулась домой, мне такого общения очень не хватало. Казалось, что, во-первых, все мало разговаривают, во-вторых, всё очень замедленно. В дороге время сжимается – яркие события быстро бегут одно за другим.

Самый необычный попутчик – алтаец, неиспорченный цивилизацией носитель культуры. Он рассказал про всех своих родственников, причем так, будто я с ними всеми еще вчера познакомилась и уже всех знаю. Говорил о том, как он искренне веритв силу перевалов, ветров, рек. Не как показушный природозащитник, а по-настоящему. Видно, что человек рос в такой культуре, и природа для него не как у нас ресурс для жизнеобеспечения, а мощная сила, от которой зависит его жизнь.

Подобрали нас еще брат с сестрой. Когда мы выходили из машины, этот дядька, как оказалось, он был травником, всякие корешки собирал, – он нам сделал предсказание. Была такая атмосфера: ночь, трасса Кузбасс, УАЗик полностью черный. Подруге он сказал, чтобы она была осторожнее на дорогах, может сбить машина. Она в это не поверила. А мне он сказал, что будет молодой муж. Я это трактовала, будто бы я в молодом возрасте замуж выйду, а потом мне мама объяснила, что он будет младше меня. Но пока мужа нет, и подруга цела, так что все хорошо.

Когда мы выезжали с Чибита до Горноалтайска, мы долго не могли никого поймать, потому что там машины редко ходят, а если и ходят, то местные, которым не до нас.

Остановились двое дяденек. Они сами местные, но на популярных достопримечательностях ни разу не были. С ними мы объездили весь Чуйский тракт. Вдоль него и водопады, и писаницы древние с петроглифами. Позже они нам сказали: «Девчонки, если бы мы вас не встретили, мы бы сами еще лет 20 в эти места так и не попали бы». Они ездят по делам, быстро пролетают всю дорогу: дом – работа. Может, к нам люди еще какие-то отеческие чувства испытывали: мороженко покупали. Забота от незнакомых людей – очень необычное чувство.

Дальнобойщики – вроде как, молодые люди, но уже опустошенные. Они там на энергетиках выживают – жутко. Спрашиваешь: «Вам нравится работать?» А в ответ безразличное «нет». Едешь и не понимаешь, зачем он такой недовольный нас подобрал. А потом неожиданно берет и мороженое тебе покупает. Это у меня долго в голове не укладывалось: очень часто твои представления о том, что думает о тебе другой человек, не совпадают с жизнью.

Был еще парень, который ехал с абсолютно каменным лицом с ноткой отвращения. Мне еще подруга моя говорит: «Разговори человека!» То есть, раз тебя подобрали, то ты должен как-то развлекать водителя. А у меня барьер: если человек с таким лицом сидит, как я к нему подберусь? Я раз попробую, два - он непробиваемый. А потом он как-то начал рассказывать, как с парашютом прыгал. С таким же каменным лицом говорит: «Обожаю экстремальные виды спорта». Подруга спрашивает: «А вы с парашютом летели с таким же лицом?» Он: «Чуть повеселее». В итоге, он нас еще и кофе угостил, но лицо не изменил. Так что, с одной стороны, кажется, что автостоп – для людей общительных, с другой – скромным людям тоже надо ехать, потому что после этого ты свой уровень невероятно повышаешь. Я раньше боялась время спросить на улице, а сейчас все гораздо легче.

Но несмотря на такие положительные эмоции, после двух-трех дней дороги ты себя чувствуешь, как лимон выжатый, потому что каждому попутчику отдал частичку себя. Появляется желание энергетически восстановиться, чуть-чуть помолчать, чтобы твое радостное настроение обратно вернулось.

Бюджет

Все наши расходы ушли на еду – 600 рублей на одного человека. Из вещей – то, что нужно: рюкзак, коврик, спальник, палатка. Всё это можно у знакомых достать за бесплатно, из дома круп и макарон понабрать.

Постчувства

Дом ты начинаешь больше ценить, когда оторвешься. Банально звучит, но, чтобы понять то, насколько тебе все это важно, надо уехать. Так, кстати, художник красноярский Сергин говорил: «Чтобы понять, насколько красиво твое крыльцо, надо объездить всю Россию, и тогда ты увидишь всю его настоящую красоту».

Совет

Книга Антона Кротова «Советы автостопщикам». Об этикете с попутчиками. Мощный путешественник, тысяч 150 км намотал, наверное

Comentários


Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам

© 2023 Имя сайта. Сайт создан на Wix.com

  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook Social Icon
  • Twitter Social Icon
bottom of page