top of page

Взгляд изнутри

Многие считают, что наука – это скучно и неинтересно. Магистрант 2 года обучения кафедры биофизики ИФБиБТ Илья Потапенко готов с этим поспорить. Он занимается исследованиями в области молекулярной нейрофизиологии. Илья поделится опытом в научной сфере и покажет ее «изнутри».

Как ты пришел к тому, чтобы начать заниматься научно-исследовательской деятельностью?

Научная деятельность характеризуется высокой степенью критического мышления. У меня всегда была такая особенность – подвергать практически все сомнению и относиться ко всему критически. Именно эта черта стала помогать мне. Изначально я учился на нанотехнологиях в ИИФиРЭ, но со временем я понял, что это не мое. Физика и нанотехнологии – это, конечно, интересно, но на третьем курсе у нас появилась биология. Именно тогда я впервые задумался о том, что есть такая наука – до этого я ее не воспринимал всерьез. Во время изучения биологии я сильно заинтересовался нейорбиологией. Настолько, что решил переводиться и заниматься только этой наукой. Поступать на биофак и учиться еще 4 года не хотелось, поэтому было решено переводиться на биофизику – к биологии ближе, да и звучит интригующе. Впоследствии я стал заниматься именно нейробиологией, так как мне кажется, что мозг – это самое сложное и удивительное изобретение природы.

Были ли какие-то трудности в связи с переводом и сменой деятельности?

На тот момент, когда я решил переводиться, у меня было много долгов. Потому что мне было совсем не интересно то, что мы изучали. При переводе долгов стало даже на один больше. Предметы были серьезные, и академическую разницу закрывать было трудно.

Поначалу я занимался биотестированием – это такой способ оценки загрязнение окружающей среды, путем ее влияния на живой организм. Направление перспективное, интересное и очень полезное для народного хозяйства, но меня все равно больше интересовали нейронауки.

Ты не пожалел о переводе?

Ни разу. Переводиться стоило сто процентов. Пусть потерял год, но не зря. Я переводился с четвертого курса, и по логике нужно было доучиться, а уже потом идти в магистратуру. Когда я, наконец, явно почувствовал, чем именно

хочу заниматься, оставаться и доучиваться было невозможно. Люди там учились «мощные», и мне было полезно захватить хотя бы год обучения. Если бы я все-таки пошел туда только в магистратуру, то столкнулся бы с серьезными проблемами без должной подготовки по биологии и биохимии. Мне бы это сильно усложнило обучение. Сейчас трудно недооценить, насколько меня спасла биохимия. За это надо сказать отдельное спасибо Елене Николаевне Есимбековой.

Были ли люди, на которых ты равнялся?

Таких людей было множество. Это Николай Александрович Сетков, который вел у нас биологию. Он просто ходячая энциклопедия! Николай Александрович вел лекции без всяких бумажек, знал ответы на все вопросы. Причем он рассказывал очень эмоционально и экспрессивно, с ним очень интересно было общаться. Среди студентов тоже были достойные люди, на которых можно и нужно равняться. Да и в целом на кафедре биофизики полно талантливых и удивительных людей.

Чем занимаешься сейчас?

Сейчас я занимаюсь нейрофизиологией в НИИ молекулярной медицины и патобиохими на базе КрасГМУ, где изучают молекулярные механизмы нарушений развития мозга и нейродегенерации – аутизм, болезнь Альцгеймера. Там есть возможность исследовать электрическую активность нейронов и возбудимых клеток, есть возможности для микроскопических и молекулярных исследований. В целом там есть необходимые условия для научной работы. В течение двух лет я исследовал влияние бета-амилоида на развитие инсулинорезистентности нейронов головного мозга.

Какими качествами, на твой взгляд, должен обладать ученый?

Если говорить о науке, то тут можно выделить два типа ученых: это, условно говоря, философы и специалисты. Наука – это большой институт, и нельзя, чтобы были только одни или только другие. Должно быть разделение труда. Нужно в первую очередь понимать, каким ученым ты хочешь быть. Но в любом случае нужно иметь высокую степень критического мышления, чтобы уметь интерпретировать результаты своего труда. Помимо этого каждый ученый должен быть морально ответственным.

Как добиться успеха в науке?

Есть два пути. Можно сосредоточиться на зарабатывании денег. В этом случае придется активно участвовать в разных проектах, писать много

статей. Но, как правило, это участие ради участия, а не ради результата. Я не говорю, что это плохо – деньги-то надо зарабатывать.

А есть другой, крайний вариант. Я совсем недавно о нем узнал. Можно заниматься наукой ради удовольствия, а обеспечивать себя как-то по-другому. Но это редкие исключения. Как по мне, то это идеальный вариант, ведь в таком случае ты не должен ни перед кем отчитываться и никакой финансовой ответственности не несешь. Я знаю примеры таких ученых. Но это дорогое удовольствие.

Ты участвовал в конференциях? На твой взгляд, чем это полезно?

Да, последняя конференция, в которой я участвовал – «Проспект Свободный» у нас, в Красноярске. В апреле я летал в Москву на «Ломоносов 2018». Участвовать, конечно, стоит: во-первых, это опыт публичного выступления. Некоторые люди не умеют представлять свои данные, и это проблема. Во-вторых, это дает возможность наладить контакты, поучаствовать в дискуссии.

Но еще есть и такой момент: кто-то выступает «для галочки», чтобы проявить активность. А кто-то действительно увлечен работой. Таких людей видно невооруженным глазом, они переживают за свой доклад и могут ответить на вопросы. Как правило, в таких работах есть достойные результаты.

Какие ты перспективы видишь для себя?

О каких-то конкретных перспективах я пока не задумывался, но я точно знаю, что они есть! И за границей, и в нашей стране. Помимо того, что научная сфера финансируется государством, существует множество фондов, которые выделяют гранты для интересных проектов. Но тут уже своя история, потому что приходится составлять много отчетов по проекту и писать десятки статей в год. А это вызывает трудности и сильно понижает качество статей и работы в целом.

Россия сильно отстает в нейронауках. И если хочешь здесь работать, то сначала следует съездить обучиться за границу, потому что все инновации сейчас там.

Ты планируешь уехать за границу для обучения?

Однозначно да, в ближайшие два года. Я планирую посетить Японию. Германия тоже перспективна, образование там на очень высоком уровне, к

тому же одно из самых доступных в мире. Существуют программы, которые позволяют учиться иностранцам совершенно бесплатно. Сначала ты год учишь немецкий язык, а потом идешь в аспирантуру. Для Европы это удивительно, поскольку там практически все образование платное.

Какой совет ты бы дал тем, кто хотел бы заниматься наукой?

Самый правильный совет: знать научную методологию. Есть люди, у которых она «в крови». Методология позволяет оптимизировать научный процесс. Если у человека есть желание заняться наукой, но нет представления о том, как, то в первую очередь нужно посмотреть, как вообще строится научное исследование. Как правило, сначала ты идешь к научному руководителю, который поможет сформулировать цели и задачи исследования. Но важно, чтобы ты сам к этому пришел, а не просто услышал их от кого-то. Нужно прочувствовать актуальность, чтобы цель и задачи возникли автоматически. Тогда будет ясно, что нужно делать. Это позволит избежать многих проблем.

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
bottom of page