top of page

Что делать, если твой папа слушает Oxxxymiron’а

Время закатывается за полночь. С кухни доносятся тихие разговоры и звоны бокалов. Усаживаюсь за стол к родителям, попутно утягивая сыр из тарелки. Для нас обычное дело – поговорить о жизни на равных. На этот раз волна беседы ушла в рэп, печальную российскую действительность и главную цель музыки, объединяющей все поколения. Ведь тема музыкального искусства для моего папы очень близка – в молодости он был гитаристом рок-группы «Теневое движение».

Как ты познакомился с творчеством Oxxxymiron’а?

Совершенно случайно через Apple Music, когда вышел «Горгород». Он меня зацепил текстами и музыкой.

Он стал отправной точкой твоего путешествия в мир русского рэпа?

На самом деле не так. Мое путешествие началось с рождением твоей сестры, в 2008 году. Первая рэп-группа, которую я стал слушать, – это Каста. Альбом «Быль в глаза», который я послушал первым, понравился зрелостью, сбалансированностью с точки зрения музыки и текста. Они мои ровесники, чуть младше меня лет на пять.

Уже после этого я стал интересоваться, что же еще у нас из русского рэпа есть. На самом деле, было бы странно, воспитываясь на музыке Led Zeppelin, The Door, Pink Floyd, Queen, то есть на классике рок-музыки, впоследствии начать слушать рэп – это диссонанс определенный. Помимо всего прочего, я воспитывался на русском роке – Кино, Алиса, ДДТ, Зоопарк. Когда мне было 18 лет, эта музыка была на пике – она говорила на языке молодежи. Это был переломный момент – одна страна была разрушена, строилась новая. Сейчас рок-музыка в России не актуальна в принципе – это не музыка протеста, которой она была в конце 80-х. Я сейчас не могу назвать ни одну рок-группу российскую. Все эти модные «Пошлые Молли» - это не рок-группы, они нисколько не актуальны, более того, это абсолютно коммерциализированный проект. Я послушал несколько треков после интервью у Дудя – это полная херня. То, что это слушает молодежь – это не показатель. И в мое время были люди, которые слушали Руки Вверх, Ласковый май, плачущую Таню Буланову.

Чем тебя поразил «Горгород»?

Он очень грамотно сделан, концептуально, я как музыкант это оцениваю. Каждый трек затрагивает разные струны моей души. Позже я послушал его ранний «Вечный жид» – очень незрелый. После этого начались просмотры баттлов, более детальное знакомство с новыми русскими рэперами. Сейчас нельзя сказать, что Oxxxymiron новый какой-то рэпер, ему все-таки 30 с чем-то лет. Человек очень целеустремленный, который реально сделал то, чего не сделал пока никто – независимый лэйбл, российская и на начальных порах западная известность. Думаю, что если он не будет делать ничего «зашкварного», как говорится, то все будет нормально.

Любимая песня Oxxxymiron’а?

«Кем ты стал» – первая песня альбома. Она бьет прямо в точку. Сейчас мне сорок лет, в молодости я был очень амбициозным, как я думал, подающим надежды рок-музыкантом. А кем я стал?

«Переплетено». В этой жизни всё, действительно, переплетено. Если у тебя нет внутри четкого стержня, который тебя держит в этом мире и не дает пойти по непонятным тропам, то ты ввяжешься в такое полотно, которое в этой жизни будет тяжело развязать.

Кто тебе еще близок из русских рэп-исполнителей?

Скриптонит. Очень крутой чувак. Зацепил один трек – «Космос». Музыкально этот трек не очень силен, но энергетика и посыл очень мощно пробивает. Альбом «Дом с нормальными явлениями» больше обращен к молодежи. Здесь мне не понравились тексты о наркотиках, женщинах. Но если ты послушаешь рок-музыку 60-70-х, услышишь подтверждение слогана «секс, наркотики и рок-н-ролл». Темы вечные.

Музыка у Скриптонита потрясающая! Видно, что он сидит и как математик пишет формулу музыки. То, что вышло у него сейчас, двойной альбом, в котором он реально сделал то, что хотел, - цельная работа. Один из показателей того, что это крутая вещь, это то, что она зашла не с первого раза. Я чувствую, что-то там есть, слушаю на репите, и с каждым разом все раскрывается, и я вижу, что там на самом деле есть.

Целеустремленный, талантливый человек. С северного Казахстана приехал, с Шымкента своего, где люди либо бухают, либо бухают. Он приехал в Москву, сейчас один из наикрутейших рэперов России.

Как тебе Dead Dynasty?

Кого? Ой, вот эти новые не нравятся. Я Pharaoh’a заставлял себя слушать, хотел понять, почему о нем все говорят. Тематика у него такая же, как у Скриптонита в «Доме», но мне он не зашел вообще никак. Mnogoznaal не зашел, но в нем что-то есть. Хаски не зашел, но подача у него интересная, цельный талантливый артист.

А баттл-МС?

Начал с классического баттла Oxxxymiron vs. Johnyboy. Из новых нравится Хип-хоп одинокой старухи, Teeraps. Мне не нравится, когда в текстах много мата не в тему, переходов на личности. Круто, когда слово правильно построено в стихотворном плане, когда панчи строятся не прямолинейно.

Если брать баттл Oxxxy, где он проиграл 5:0, то проиграл он абсолютно правильно. Гнойный его там уделал полностью, по всем канонам. Но треки Гнойного – полное говно. Я бы назвал его просто – рифмоплет, эпатажный чувак, а не музыкант.

Юрий Шевчук сказал, что рэп – это частушки. Согласен?

Для него это не музыка. Раз ты вычленяешь музыкальную составляющую, то да, так и есть. Дело в другом, во все времена было актуальным нечто протестное. В 60-х рок – хиппи, против пуританского общества, которое порицало чувства, эмоции, сексуальность, свободу. В 70-х свои герои – панк-рок. 80-е года – появляется музыка «new age»,

различные психоделики, Joy Division, The Cure. В 90-х появляются Guns N’ Roses – классический рок с утяжеленным саундом гитары. В 2000-х – рок, совмещенный с рэпом, Green Day. Ты не смотрела у Дудя выпуск про MTV? Для меня в те годы это был глоток воздуха. Это когда в твоей квартире настолько нечем дышать, что ты открываешь окно, этот свежак приходит, ты его вдыхаешь всей грудью и думаешь: «Ну, вот, наконец-то!» В 2000-х не было никакой цензуры – свобода творчества.

Появление современной музыки – это тоже протест против того, что происходит. А тот, кто говорит лишь о плотских утехах, не стоит и внимания. Может быть, только четырнадцатилетние дети это и слушают. Настоящие творцы говорят в своих текстах о том, что происходит в стране, о том, что: «Ну, ребята, чем дальше, тем хуже. Давайте что-то делать!». Кто-то делает это аллегорично, кто-то напрямую. Мне, кстати, очень нравятся 25/17. Я бы назвал это «православный рэп» из-за некоторой религиозности и поэтичности слога.

Можно ли, слушая музыку, которая нравится молодежи, составить портрет поколения?

Конечно. Но это не основа для составления образа. Мне очень нравится, что у сегодняшнего поколения нет границ, несмотря на то что мы живем в России. Сегодняшняя молодежь не «зашорена», не боится ничего делать, не боится себя реализовывать. У нее нет плана: школа, институт, работа, пенсия, гроб. Раньше не было такого: «Ах, кем же мне быть, как же мне себя реализовать?»

Это хорошо или плохо? Ведь сейчас из-за огромного выбора есть группа, скажем, «потерянных людей».

Я всегда говорил, что я против этого – я хочу, чтобы у меня была возможность делать то, что я хочу, а не то, что мне сказано сверху. Чтобы человека не заносило, у него должен быть очень жесткий внутренний стержень, еще раз говорю, формирование которого – четкая прерогатива родителей. Мне очень не нравится то, насколько общество в последнее время стало злым. Эта злость пропагандируется, агрессивность, ненависть к не таким, как ты, к тем, кто не подходит под определение «нормальности» в обществе.

Разве не растет толерантность как раз таки в последнее время?

Абсолютно никакой толерантности в России нет. Я говорю именно про Россию, про молодежь нашей страны.

Тем не менее, нынешнее поколение заточено под 21 век. В пять лет дети знают, как найти какую-либо информацию в этом мире. Я где-то слышал один стендап о том, насколько отцу теперь сложно держать авторитет в семье, когда к тебе ребенок приходит и спрашивает: «Папа, а почему звезды мерцают?» Ты говоришь: «Ну, то горят, то не горят». Через две минуты ребенок приходит и говорит: «Не прав ты, папа, я спросил Гугл».

У нынешней молодежи есть все шансы, чтобы перевернуть уклад, сделать хорошее общество.

Есть несколько степеней свободы, и не каждому человеку нужна эта свобода. Самая большая проблема российского общества, это исторически сложилось, в том, что у него нет иммунитета к самоопределению, к тому, чтобы самому решать свою судьбу. Им всегда нужно, чтобы за них кто-то что-то решил. Почему предпринимателей в России очень мало? Потому что большинство людей нашего общества боится брать на себя ответственность. У Касты в новом альбоме «Четырехглавый орёт» есть трек «Они». Ты послушай! Я его раза с шестого понял, думаю: «Блин, вот это они бронявые, конечно». Насколько они запаковали посыл! Насколько тонко! И трек «Скрепы» - это просто нечто. «Чё ты, не патриот?!» - вот в этом всё, понимаешь? Насколько Влади красавчик!

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
bottom of page